Курсы по изучению немецкого языка


УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

курса

«Курсы по изучению немецкого языка»

I. Концепция курса

Данный (базовый) курс немецкого языка предназначен для широкого круга лиц, стремящихся овладеть языком на уровне, достаточном для повседневного общения.

Основной задачей курса является - помощь слушателям в предельно сжатые сроки приобрести знания по немецкому языку, чтобы уже с первых уроков уметь понимать речь на немецком языке и вести на нем несложную беседу на предложенную бытовую тему.

В ходе курса уделяется внимание отработке всех четырех навыков – устной и письменной речи, восприятию на слух и чтению текстов. На занятиях учащимся предлагается учебно-методическая литература, аудио-материалы. Помимо указанных методов и приемов обучения используется коммуникативная методика в сочетании с традиционными приемами и видами работ, такими как: работа в парах и мини-группах; ролевые игры, самостоятельная работа и др.

Курс основывается на коммуникативной методике, направленной на развитие навыков общения на иностранном языке. Каждый урок включает следующие разделы:

1) Краткий обзор грамматической темы. Ее освещение дается в виде таблиц, примеров и отдельных практических указаний. Цель такой подачи грамматического материала служить наглядным пособием при выполнении упражнений.

2) Тексты на бытовую тематику. Тексты, как правило, достаточно насыщены самыми необходимыми словами, раскрывающими данную тему, и грамматическими явлениями, новыми для урока.

3) Большое внимание уделяется диалогической речи. Все диалоги снабжены переводами на русский язык, что позволяет использовать их и как упражнения для самоконтроля.

4) Система лексико-грамматических упражнений. Упражнения построены в основном по принципу: новое грамматическое явление первично вводится и первично закрепляется на знакомых словах, затем новые грамматические явления закрепляются и активизируются на новых для данного урока словах. Завершающими являются упражнения на перевод с русского языка на немецкий.

Курс базируется на учебнике THEMEN NEU von Hartmut Aufstrasse. Курс базовый и состоит из 1 уровня: Kurs 1 (64 часа). В расчет часов также включается тестирование в школе (два – промежуточных и одно – итоговое). По результатам обучения, в случае успешного прохождения итогового тестирования, учащимся выдается сертификат об окончании данного уровня.

II. Цель и задачи курса

Изучение иностранного языка направлено на формирование и развитие иноязычной коммуникативной компетенции в совокупности таких ее составляющих как:

речевая компетенция – формирование и развитие коммуникативных умений в четырех основных видах речевой деятельности (аудировании, чтении, письме и говорении); умений планировать свое речевое поведение, выходить из положения при дефиците языковых средств при получении и передаче информации;

языковая компетенция – овладение новыми языковыми единицами в соответствии с отобранными темами и сферами общения; развитие навыков оперирования этими единицами в коммуникативных целях;

социокультурная компетенция – получение знаний о социокультурной специфике страны/стран изучаемого языка, совершенствование умений строить свое речевое и неречевое поведение адекватно этой специфике, формирование умений выделять общее и специфическое в культуре родной страны и страны изучаемого языка;

развитие способности и готовности учащихся к самостоятельному и непрерывному изучению иностранного языка, к дальнейшему самообразованию с его помощью, к использованию иностранного языка в различных областях знаний;

развитие способности к самооценке через наблюдение за собственной речью на родном и иностранном языках.

Cодержание учебной программы

1. Виды речевой деятельности

Аудирование

Формирование способности воспринимать на слух (с различной степенью полноты и точности) звуки иностранного языка, специфику артикуляции звуков, интонации, акцентуации и ритма нейтральной речи в изучаемом языке, основные особенности полного стиля произношения, характерные для речевых произведений на иностранном языке.

Чтение

Формирование и развитие способности к чтению текстов различных жанров (несложных прагматических текстов и текстов повседневного содержания):

- ознакомительного чтения – с целью понимания основного содержания текста;

- изучающего чтения – с целью полного и точного понимания информации текста;

- просмотрового/поискового чтения – с целью выборочного понимания

необходимой/интересующей информации из текста.

Говорение

Диалогическая речь

Формирование способности к диалогической речи на английском языке с использованием наиболее употребительных и относительно простых лексико-грамматических средств в основных коммуникативных ситуациях неофициального общения.

Монологическая речь

Формирование способности к монологической речи на английском языке. Основы публичной речи (устное сообщение, доклад, презентация). Для этого предусматривается развитие следующих умений: делать сообщения, содержащие наиболее важную информацию по теме/проблеме, кратко передавать содержание полученной информации; рассказывать о себе, своем окружении, своих планах, описывать особенности жизни и культуры своей страны и страны/стран изучаемого языка.

Письменная речь

Формирование способности писать электронные письма (частное письмо), заполнять анкеты; излагать сведения о себе (автобиография); составлять план, тезисы устного/письменного сообщения; писать эссе/сочинения на заданные темы.

2. Языковые знания и навыки

Овладение учащимися следующими языковыми знаниями и навыками (рецептивными и продуктивными).

Орфография

Формирование и развитие орфографических навыков, в том числе применительно к новому языковому материалу.

Произношение

Формирование и развитие слухо-произносительных навыков, в том числе применительно к новому языковому материалу.

Лексика

Формирование и развитие объема лексического минимума за счет лексических средств, обслуживающих избранные темы, проблемы и ситуации общения.

Формирование потенциального словаря за счет овладения новыми словообразовательными моделями, интернациональной лексикой.

Грамматика

Систематизация изученного грамматического материала на основе сравнительного анализа грамматических явлений родного и иностранного языка. Понятие об основных способах словообразования в немецком языке.

3. Социокультурные знания и умения

Развитие общекультурных и страноведческих знаний и умений, основанных на сравнении фактов родной культуры и культуры стран изучаемого языка. Традиции стран изучаемого языка, правила речевого этикета.

4. Компенсаторные умения

Совершенствование следующих умений: пользоваться языковой и контекстуальной догадкой при чтении и аудировании; игнорировать лексические и смысловые трудности, не влияющие на понимание основного содержания текста, использовать переспрос и словарные замены в процессе устно-речевого общения.

5. Учебные умения

Дальнейшее развитие общеучебных умений, связанных с приемами самостоятельного приобретения знаний: использовать словари и другую справочную литературу, ориентироваться в иноязычном письменном и аудиотексте, обобщать информацию, фиксировать содержание сообщений, выделять нужную/основную информацию из различных источников на изучаемом иностранном языке.

Развитие специальных учебных умений: интерпретировать языковые средства, отражающие особенности иной культуры, использовать выборочный перевод для уточнения понимания иноязычного текста.

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Цель

Формирование умений общаться на немецком языке с учетом речевых возможностей, потребностей и интересов слушателей с помощью курса Themen Neu.

Задачи

1. Развитие всех видов речевой деятельности (говорение, аудирование, чтение, письмо)

2. Развитие навыков упортебления языкового материала

(фонетический, лексический, орфографический, грамматический)

3. Развитие умения применять полученные знания в ситуации реального общения

4. Формирование умений и навыков, необходимых для изучения ИЯ

(умение оперировать языковыми понятиями, не свойственными родному языку, развитие языковой догадки, умение анализировать грамматические парадигмы и т.п.)

5. Развитие умения обращаться к справочной литературе при работе над языком

6. Развитие логических способностей учащихся (умения понимать мысли других и уметь выражать собственные мысли, умение ставить и выполнять коммуникативные задачи)


Базовый общеразговорный курс немецкого языка

Базовый курс немецкого языка – это 1-уровневый курс, специально разработанный для взрослых, помогающий в предельно сжатые сроки приобрести необходимые знания по немецкому языку, чтобы с первых уроков уметь понимать речь на немецком языке и вести на нем несложную беседу на предложенную бытовую тему.

«Themen Neu» (Kurs 1)

По окончанию курса студенты будут уметь:

· Поздороваться, представить себя и членов своей семьи (национальность, возраст, профессии, увлечения, внешность, характер)

· Рассказать о своей квартире, доме

· Назвать основные продукты питания и напитки

· Сделать небольшой рассказ о своем свободном времени (увлечения, интересы, предпочтения)

· Назвать различные места в городе

· Назвать части тела

· Описать своей рабочий день

· Рассказать о путешествиях, видах спорта

· Рассказать, что делали в прошлом (вчера, на выходных и т.д.)

· Выразить свое мнение, согласие/несогласие

· Читать и писать несложные тексты

· Воспринимать на слух простые диалоги

Раздел 1 «Приветствие» (Erste Kontakte)

По изучению раздела студенты будут уметь:

· Знакомиться

· Представляться.

· Использовать формы глагола «быть» (sein) в 1м, 2м и 3м лицах

· Писать короткие письма c краткой информацией о себе (sich verstellen)

· Составить краткий диалог «Знакомство»

По изучению раздела студенты будут знать и использовать в речи:

· Формы глагола sein в настоящем времени

· Числительные

· Название профессий

· Названия стран

· Правильный порядок слов в утвердительных, отрицательных и вопросительных предложениях

· Императив местоимения «Вы» (Sie)

Раздел 2 «Обстановка в доме и домашнее хозяйство» (Gegenstände in Haus und Haushalt)

По изучению раздела студенты будут уметь:

· Называть предметы мебели

· Описать свое жилище

· Назвать стоимость той или иной мебели

· Составить краткий диалог «В магазине»

По изучению раздела студенты будут знать и использовать в речи:

· Числа до 1000

· Неопределенный артикль единственного числа ein / eine(муж., жен. и ср.р.)

· Определенный артикль единственного числа в именительном падеже der, das, die (муж., жен. и ср.р.)

· Притяжательные местоимения (mein, dein …)

Раздел 3 «Еда и напитки» (Essen und Trinken)

По изучению раздела студенты будут уметь:

· Называть продукты питания и напитки

· Составить краткий диалог «В ресторане»

· Инсценировать краткий диалог «Беседа за столом»

По изучению раздела студенты будут знать и использовать в речи:

· Названия блюд и напитков

· Винительный падеж имен существительных (Akkusativ)

· Модальный глагол «хотелось бы» (möchten)

Раздел 4 «Досуг» (Freizeit)

По изучению раздела студенты будут уметь:

· Говорить о своем свободном времени простыми предложениями

· Называть глаголы действия ы настоящем времени

· Составить рассказ на тему «Мой досуг»

· Распознавать на слух описание досуга других людей

По изучению раздела студенты будут знать и использовать в речи:

· Глаголы с отделяемыми приставками

· Модальные глаголы «мочь», «быть должным», «разрешать» (können, müssen, dürfen)

· Лексику на тему «Который час?»

Раздел 5 «Мой дом» (Wohnen)

По изучению раздела студенты будут уметь:

· Устно и письменно описывать свой дом.

· Использовать бытовую лексику (предметы бытового назначения)

· Распознавать на слух описания дома собеседников.

По изучению раздела студенты будут знать и использовать в речи:

· Определенные артикли в дательном и винительном падежах

· Неопределенные артикли в дательном и винительном падежах

· Дательный падеж с предлогами места (Dativ)

Раздел 6 «Больница» (Krankheit)

По изучению раздела студенты будут уметь:

· Называть части тела

· Выслушивать врачебные советы

· Описывать ситуации в прошедшем времени

По изучению раздела студенты будут знать и использовать в речи:

· Формы глаголов в прошедшем времени

· Императив глаголов

· Существительные в единственном и множественном числе (по родам)

· Притяжательные местоимения

Раздел 7 «Рабочий день» (Alltag)

По изучению раздела студенты будут уметь:

· Рассказать о своем рабочем дне

· Распознавать информацию в рассказах собеседников

По изучению раздела студенты будут знать и использовать в речи:

· Фразовые глаголы в прошедшем времени

· Личные местоимения в винительном падеже

Раздел 8 «В городе» (Orientierung in der Stadt)

По изучению раздела студенты будут уметь:

· Назвать основные места в городе

· Подсказать дорогу

· Назвать плюсы и минусы проживания в городе

По изучению раздела студенты будут знать и использовать в речи:

· Лексику на тему «Город»

· Предлоги места и движения

Раздел 9 «Покупки и подарки» (Kaufen und Schenken)

По изучению раздела студенты будут уметь:

· Рассказать о подарках, которые хотели бы получить

· Составить список покупок

· Написать приглашение

По изучению раздела студенты будут знать и использовать в речи:

· Сравнительную и превосходную степени

· Указательные местоимения в винительном падеже

Раздел 10 «Немецкий язык и немецкая культура»

По изучению раздела студенты будут уметь:

· Составить биографию

· Составить описание города/страны

· Спросить дорогу

· Называть даты

По изучению раздела студенты будут знать и использовать в речи:

· Родительный падеж